Оценка стоимости бизнеса проводится руководством компаний довольно часто. Благодаря полученным результатам удается принимать важные решения, проводить сделки купли/продажи и увеличивать прибыль. Также оценка может пригодиться в ряде других ситуаций. Мы расскажем, кто ее проводит, какие подходы и методы используются и на что она влияет.
Что из себя представляет оценка бизнеса
Так называется процедура определения стоимости компания. Оценивать можно и фирму целиком, и ее долю. Проводит аналитические действия независимый эксперт, имеющий лицензию. Стоимость вычисляется на конкретную дату.
Для объективного анализа нужно учитывать много факторов:
- Организационная форма;
- Наличие на балансе предприятия активов;
- Степень закредитованности;
- Экономический потенциал;
- Эффективность объекта и др.
Важно учесть возможные перспективы и спрогнозировать развитие.
Заказчик предоставляет эксперту документы, которые понадобятся для изучения коммерческой деятельности и помогут в составлении правильных выводов.
Существует несколько подходов. С целью получения объективных сведений допускается использование одного или нескольких методов. Решение об этом принимает эксперт после изучения всех материалов.
После проведенной аналитической работы заказчику предоставляется отчет, который можно использовать в различных целях.
Основные цели и принципы оценки бизнеса
Цели оценки предприятия, бизнеса бывают разные. Рассмотрим возможные ситуации, когда собственнику будет необходим отчет об оценке стоимости предприятия:
- Проведение сделки купли/продажи бизнеса или его части;
- Реструктуризация объекта;
- Выкуп активов у держателей акций;
- Решение спорных вопросов о цене имущества фирмы;
- Страхование;
- Личные мотивы.
С каждым годом все чаще руководители фирм, заказывая услугу, придерживаются личных целей оценки стоимости бизнеса. По статистике 90% всех запросов этой услуги являются добровольным желанием собственников. Это требуется для принятия важных управленческих решений, касающихся возможного развития. Исследования также нужны для понимания реальной цены объекта, выявление сильных сторон. Это помогает правильно составить бизнес-план, оценить возможную кредитоспособность. Грамотные менеджеры после получения анализа выводят бизнес на новый уровень благодаря пониманию всех рисков и возможностей.
Этапы проведения оценки стоимости бизнеса?
Перед экспертом стоит непростая задача. Ему придется провести ряд действий, получить и изучить множество документов, оценить конкретные факторы, чтобы составить достоверный отчет. Приведем примерный алгоритм действий и расскажем об этапах.
Подготовительный. Между заказчиком и специалистом заключается договор, в котором прописывают сроки проведения анализа, объем работ. Проводится поверхностный анализ объекта, выясняется его специфика.
Стартовый. Различные отделы компании на этом этапе должны будут предоставить все сведения по запросу оценщика. Эксперт лично выезжает на объект, чтобы провести инвентаризацию и оценить активы, или эту информацию ему предоставляет заказчик, гарантируя достоверность сведений.
Аналитический. Эксперт выполняет работу по выявлению места предприятия в рыночном сегменте, оценивает конкурентоспособность, выявляет слабые и сильные стороны. Также в этот период просчитываются все возможные риски и перспективы развития. Эксперт применяет множество методов для решения этой задачи.
Заключительный. На данном этапе специалист изучает учредительные документы, бухгалтерскую отчетность, договоры с клиентами и др. Предполагается, что оценщик учтет влияние всех внешних факторов на внутренние. После этого формируется сам отчет.
Справиться с указанной работой может только профессиональный оценщик. Обращайтесь за услугой в компанию «Первое бюро оценки и экспертизы», в которой работают только квалифицированные юристы с большим стажем, готовые оказать любую помощь. Оценщики проводят глубокую аналитику и объективные расчеты.
Подходы и методы
Возможно использование и одного, и сразу трех подходов. Выбор методики зависит от вектора деятельности предприятия и его специфики, объема денежных потоков и иных критериев.
Доходный. В связи с простотой и понятностью, его целесообразно применять в большинстве случаев. Данный подход предполагает анализ таких показателей, как маржинальность и рентабельность. Важно выяснить, какую доходность будут иметь владелец или инвестор в будущем. Учтите возможную инфляцию, риски, экономическую нестабильность, развитие рынка.
Есть два метода расчета. Например, прямую капитализацию применяют, если наблюдается стабильность в денежных потоках и не предусмотрены серьезные инвестиции.
Метод дисконтирования предполагает использование ставки дисконтирования – ее расчеты проводятся в коэффициенте или процентах. Эксперт должен спрогнозировать возможную доходность бизнеса на основе планируемого развития. Расчеты проводятся с учетом возможного обесценивания денег, уровня инфляции и иных факторов, способных оказать влияние на денежные потоки.
Затратный. Цена предприятия вычисляется на основании затрат, понесенных собственником при открытии бизнеса. При этом учитываются корректировки рыночной стоимости активов на определенную дату. В данном случае целесообразно применять или метод ликвидационной стоимости, или метод чистых активов.
Сравнительный. Такой подход предполагает анализ двух аналогичных объектов в сегменте рынка. Он применяется не очень часто, так как сложно найти на рынке два абсолютно одинаковых объекта.
Задачу о выборе подхода должен решить независимый эксперт. Назвать методику, которая будет выбрана, получится лишь после предварительного изучения объекта. В любом случае специалисты «Первого бюро оценки и экспертизы» готовы использовать разнообразные методы и решать даже самые сложные задачи.
Можно ли увеличить стоимость при оценке?
Любой владелец бизнеса стремится увеличить прибыль. Рыночная стоимость компании зависит от ее общей доходности. Получить увеличение этого показателя можно, если выполнить несколько условий:
- Уменьшение налоговой базы;
- Сокращение оттока денег и трат;
- Улучшение имиджа на рынке и др.
Вопрос/ответ
Как избежать ошибок при оценке стоимости бизнеса?
Для получения достоверного показателя необходимо выбрать правильный подход оценки стоимости предприятия. Также на неправильный результат может повлиять некачественное финансовое моделирование.
Для того чтобы не допустить ошибок, заказчику следует придерживаться следующих советов:
- Выберите наиболее опытного оценщика, у которого есть хорошее портфолио;
- Предоставьте эксперту полную информацию о предприятии.