Что такое ликвидационная стоимость?
Это цена, по которой можно продать активы компании, когда требуется быстрая реализация имущества. В этом случае вычтены все сопутствующие издержки. Эта цена обычно ниже рыночной, так как учитывает скидку для ускоренного привлечения клиентов и необходимость покрытия дополнительных расходов.
ЛС снижается по ряду причин, связанных с необходимостью срочной реализации активов.
- При банкротстве компании активы следует продать быстро для погашения долгов перед кредиторами.
- Для выполнения обязательств перед кредиторами требуется быстрая продажа.
- При продаже предприятия целиком или частично возникают обстоятельства, требующие быстрой реализации активов.
- Иногда нужна срочная реализация старого оборудования для замены его на более современное.
- Обновление производственных мощностей.
В ходе анализа вычитаются различные траты, такие как:
- реклама;
- комиссия;
- перевозка;
- хранение.
Эти вычеты и скидка для привлечения внимания снижают итоговую стоимость активов.
Какие бывают виды ЛС?
При анализе этого показателя учитываются различные факторы. И принято выделять краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные ликвидные стоимости. Рассмотрим их подробнее.
Краткосрочная
В условиях сжатых сроков стоимость снижается до минимума. Этот вид необходим в следующих случаях:
- оплата долгов, которые не получается перенести.
- удовлетворение требований кредиторов в процессе банкротства.
При краткосрочной ликвидации важно максимально быстро найти покупателей, что часто требует значительных скидок и уменьшения цены.
Среднесрочная
Здесь стоимость определяется, когда на продажу выделено больше времени. У менеджера задача — реализация предприятия по цене, максимально приближенной к рыночной. Благодаря отсрочке удается следующее:
- разработать и провести рекламную кампанию.
- найти клиента, заинтересованного в приобретении активов.
- сократить потери от продажи и получить выгодные условия.
Долгосрочная
Предприятие не получает никаких средств за объекты, поскольку они списываются с баланса. Этот вид ликвидации используется, когда:
- активы полностью устарели или пришли в негодность.
- списание происходит в рамках оптимизации баланса предприятия.
Долгосрочная ликвидация чаще всего носит технический характер и связана с внутренними процессами управления активами.
Основные этапы оценки
Рассмотрим подробнее основные моменты оценки ликвидационной стоимости.
- Первый и основной шаг — анализ документации бухгалтера для определения балансовой стоимости активов. В рамках этой стадии необходимо провести инвентаризацию и подтвердить наличие активов. Также требуется определить реальную рыночную цену компании. Сведения учета предоставляют базовую информацию для последующей оценки и планирования.
- Оценка стоимости в процессе реализации активов. На этом этапе оцениваются все вероятные расходы, связанные с продажей активов. К ним относятся затраты на рекламу и размещение объявлений, расходы на поиск клиентов, затраты на хранение и транспортировку активов.
- Важно также оценить целесообразность продажи. Если расходы на реализацию превышают предполагаемую ликвидационную стоимость, целесообразно рассмотреть другие варианты, включая уничтожение объектов.
- Проработка графика. Составляется отдельный график для каждого объекта. Это необходимо, поскольку одни активы можно продать быстро, а для других поиск покупателя занимает больше времени.
- Анализ суммы уменьшения цены. Стоимость снижается для предприятий, которые сложно продать. И для привлечения клиентов используются рекламные акции, скидки. Активы с высоким спросом продаются быстрее.
- Заключительная стадия включает действия по реализации имущества. Это включает проведение рекламных кампаний, активный поиск потенциальных покупателей.
- Если по итогам анализа реализация нецелесообразна, имущество может быть уничтожено.
При организации продажи акцент следует делать не только на скорость реализации, но и на максимизацию прибыли. Задача менеджера — найти подходящую стоимость, при которой активы будут проданы в ближайшее время.
Основная формула расчета ликвидационной стоимости
Методика анализа ликвидационной стоимости объекта базируется на формуле.
ЛС= РС×(1−Коэффициент при вынужденной продаже)
Компоненты формулы выглядят так.
- РС. Текущая цена, определенная на основе оценки его состояния, спроса и предложения.
- Коэффициент: показатель, учитывающий снижение стоимости актива из-за необходимости его быстрой продажи. Обычно коэффициент составляет от 0,1 до 0,5 (или 10 — 50%).
Коэффициент устанавливается на основании экспертной оценки и зависит от следующих факторов.
- Чем короче срок, тем выше коэффициент.
- Больше изношенное и устаревшее оборудование будет иметь более высокий коэффициент.
- Учитывает текущие рыночные условия и спрос.
- Включает экономические и отраслевые тенденции.
Когда нет возможности проведения оценки ликвидной стоимости недвижимости, коэффициент выставляется по минимальной границе в 0,5.
Анализ показателя ЛС
Компания срочно продает производственное оборудование, чтобы оплатить долги перед кредиторами. Общая стоимость составляет 70 тыс. руб. Коэффициент не высчитывали, так как нет времени на проведение оценки. За основу взяли нижнюю планку. Расчет ЛС будет следующим:
ЛС=70 000×(1−0,5). При подсчете — 35 тыс. руб. Это и будет показатель ЛС.
Основные особенности при расчете ликвидной стоимости
На показатель влияют не только показатели активов, но и другие факторы.
- Сроки, отведенные на реализацию. Если продать нужно быстрее, то обычно повышают коэффициент.
- Спрос у покупателей. Высокий спрос снижает коэффициент, повышая ЛС.
- Характеристики актива. Если продают новое оборудование, коэффициент будет минимальный.
Если активы популярны на рынке, коэффициент будет ближе к 0,1. При низком спросе и необходимости быстрой продажи показатель будет достигать 0,5, что существенно снижает ЛС.
Ошибки при определении ликвидационной стоимости
Завышенная ЛС может привести к проблемам с продажей актива, что особенно критично в условиях срочной необходимости. Это может привести к следующим последствиям.
- Сложно рассчитаться с долгами.
- Повышение расходов на перевозку и содержание актива.
Заниженная ЛС приводит к недополучению прибыли, которую предприятие могло бы получить при более точной оценке. Это особенно важно при продаже высоко ликвидных активов.
Как учесть изменения ЛС?
Ликвидационная стоимость должна регулярно проверяться на соответствие текущим условиям использования объекта. Анализ желательно проводить не реже одного раза в год, а в случае существенных изменений условий и чаще.
Основные причины изменения ликвидационной стоимости объекта следующие.
- Корректировка планов компании. Предполагалось, что объект будет использоваться до конца СПИ без дальнейшей продажи. Но если организация приняла решение о продаже по завершению его использования, то это повлияет на его ликвидационную стоимость.
- Корректировка внешних факторов. Цены на аналогичные активы изменились, что повлияло на оценку ЛС. Например, если рыночные цены на оборудование, аналогичное используемому предприятием, выросли, то и ликвидационная стоимость оборудования пересматривается.
Когда ликвидационная стоимость изменяется, то это влияет на сумму амортизации, которую нужно начислять по объекту. Изменения следует отражать в учете как изменения оценочных значений. Важно учитывать, что такие изменения влияют только на будущие периоды и не требуют корректировки данных за предыдущие периоды. Это называется перспективным методом учета изменений.
Регулярная проверка и корректировка ликвидационной стоимости объекта необходима для точного отражения их стоимости в финансовой отчетности и правильного анализа амортизации. Эти изменения должны учитывать текущие условия использования и рыночные цены, а также отражаться в учете перспективным методом.
Подводим итоги
Ликвидационная стоимость — это ключевой инструмент для анализа активов компании в условиях срочной реализации. Правильное определение позволяет минимизировать потери и в некоторых случаях заработать. Основная формула расчета включает РС (рыночная стоимость) актива и показатель при вынужденной реализации, который зависит от разных параметров. Точная оценка требует учета технических параметров, спроса на него и времени, отпущенного на продажу.