Существует ряд мультипликаторов, которые позволяют оценить самые разные по масштабам бизнесы по одному направлению деятельности. На основе данных показателей можно узнать, сколько стоит компания, эффективно ли она работает и развивается или погрязла в долгах. Разберемся, с помощью каких коэффициентов можно оценить компанию.
Для чего нужны мультипликаторы?
Мультипликаторы - это коэффициенты, отражающие показатели финансовой деятельности организации. Они позволяют заинтересованному лицу:
- сопоставлять компании по различным параметрам и выявлять наиболее результативные;
- сопоставлять фирмы со средними значениями по всей отрасли;
- узнать, объективно ли оценены акции в настоящее время;
- выявлять недооцененные акции.
Чтобы увидеть общую картину, советуем оценивать деятельность компании не по одному индикатору, а по комплексу. Каждый из этих коэффициентов отражает положение дел с определенной стороны. Поэтому только сплошной анализ различных индикаторов позволит понять состояние компании и ее капитала.
Метод мультипликаторов помогает заинтересованному лицу:
- оценить деятельность компании перед принятием решения о вложении средств;
- определить цену юрлица, если речь идет о покупке либо продаже;
- узнать, сможет ли фирма, проходящая процедуру банкротства, исполнить свои обязательства перед кредиторами;
- провести оптимизацию либо заняться долгосрочным планированием роста показателей предприятия;
- определить стоимость организации для получения кредита в банке.
Казалось бы, для достижения одной из выше представленных целей можно использовать данные финансовой отчетности. Но представьте картину: Вам предстоит проанализировать отчеты целого ряда компаний одной из сфер деятельности. В этой ситуации запутаться в потоке информации проще простого. Мультипликаторы помогут привести многозначные цифры из отчетов к простым и понятным значениям, увидеть развернутую картину деятельности. Найти нужные данные для расчетов зачастую можно в бухбалансе, отчете о прибылях и убытках, о движении денежных средств, в промежуточной отчетности.
Виды мультипликаторов
Для удобства мы представили основные разновидности коэффициентов в таблице.
Виды мультипликаторов | Показатели | |
Финансовые | Натуральные | |
Доходные (интервальные) | Цена компании/выручка;цена/выручка;стоимость компании/прибыль до налогообложения, уплаты процентов, амортизации;стоимость компании/прибыль до налогообложения, уплаты процентов;цена/прибыль до налогообложения;цена/денежный поток;цена/чистая прибыль;цена/дивиденды | Цена фирмы/производственные объемы |
Балансовые (моментальные) | Стоимость компании/цена активов по балансу;цена/стоимость чистых активов по балансу | Стоимость компании/мощность производства |
Чаще юрлица оцениваются с помощью доходных мультипликаторов, основой для которых служит капитализация. Рассмотрим, как их можно использовать, более подробно.
P/E, Price to Earnings
Коэффициент P/E показывает соотношение стоимости компании и ее прибыли. То есть, по числителю отражается рыночная цена акции, а по знаменателю - чистая прибыль на одну акцию. Показатель бесполезен, если речь идет об убыточной деятельности.
Данный коэффициент отражает срок, необходимый для того, чтобы вложения окупились. Допустим, P/E = 6. Это говорит о том, что на протяжении 6 лет организация сможет заработать чистую прибыль, которая будет равна ее стоимости. Мультипликатор будет актуален, если на протяжении всего этого периода эффективность работы останется неизменной.
P/S, Price to Sales
Коэффициент P/S характеризуется отношением капитализации предприятия к его выручке. Этот мультипликатор хорош, если речь идет об анализе финансового положения торговых компаний и иного бизнеса, в котором возникновение прибыли либо денежного потока связано с выручкой. Сравнению по данному показателю подлежат организации с единым направлением деятельности и схожей маржинальностью.
Если P/S меньше 2, это для России норма. Значение коэффициента меньше 1 говорит о недооцененности.
P/BV, Price to Book Value
P/BV показывает соотношение рыночной цены фирмы к ее балансовой стоимости (активы за минусом обязательств). То есть, Вы сможете определить количество имущества компании, приходящегося на одну акцию. Мультипликатор хорош при сравнении банков, так как у них активы и пассивы отражают свою рыночную цену.
Допустим, P/BV меньше 1, что очень хорошо. Это означает, что на 1 рубль капитализации будет приходиться свыше 1 рубля стоимости юрлица. То есть, при ликвидации компании акционеры не останутся ни с чем.
Если P/BV больше 1, то на каждый рубль рыночной капитализации придется меньше рубля стоимости юрлица (что не очень хорошо). То есть, при ликвидации организации имеется риск, что вернуть свою долю капитала сможет не каждый акционер.
EV/EBITDA, Enterprise Value to EBITDA
В данном случае считают соотношение стоимости предприятия и прибыли до налогообложения, амортизации и уплаты процентов. То есть, коэффициент позволяет оценить единицу прибыли. Для сопоставления подходят фирмы, применяющие различные системы налогообложения и учета, из различных сфер деятельности или даже стран.
Справедливая стоимость бизнеса (EV) определяется так:
EV = Рыночная цена + Денежные средства - Обязательства
EV/EBIT, Enterprise Value to EBIT
Мультипликатор отличается от предыдущего только тем, что прибыль учитывается до уплаты налогов и процентов. То есть, в данном случае в расчеты берется амортизация. Это будет целесообразно при анализе финансового положения предприятий, которые значительную часть капитала расходуют на покупку оборудования.
EV/CFO, Enterprise Value to Сash Flow Operations
В данном случае рассчитывается соотношение стоимости организации и операционного денежного потока.
D/EBITDA, Debt to EBITDA
D/EBITDA покажет, как соотносятся долговые обязательства с доналоговой прибылью. То есть, по данному коэффициенту Вы сможете понять, за сколько лет компания сможет погасить свои долги, определить ее закредитованность и возможность выплачивать долги. Соответственно, чем меньше срок, тем лучше.
ROE, Return on Equity
Коэффициент говорит о доходности капитала. То есть, по нему (мультипликатору) Вы сможете понять, как эффективно организацией используются вложенными Вами средства. Допустим, на практике ROE = 28%. Это говорит о том, что Ваши средства инвестированы в компанию с доходностью 28%. Но данное утверждение будет верным, если вся чистая прибыль пойдет на дивиденды, что встречается крайне редко. При этом коэффициент все же демонстрирует эффективность деятельности организации.
Особенности использования коэффициентов
- Представленные мультипликаторы хороши при сопоставлении бизнеса одной сферы. Каждая из них отличается своей спецификой. К примеру, банки и торговые компании нет смысла сверять по закредитованности.
- Размеры оборотов не важны. Мультипликаторы позволяют объективно оценить и сопоставить стартап с холдингом.
- Для большей объективности оценивать компанию необходимо по целому ряду показателей.
- Все коэффициенты необходимо отслеживать в динамике. Только так Вы сможете узнать, увеличиваются ли обороты фирмы вместе с прибылью и капиталом либо она погрязла в долгах.
- Наряду с мультипликаторами лучше использовать и иные оценочные инструменты. Представленные показатели не дают 100-процентной гарантии правильного выбора.
Какой коэффициент выбрать для оценки компании?
Одного хорошего мультипликатора, с помощью которого можно оценить объект вложений, нет. Допустим, Вы, как инвестор, оцениваете компании из одной отрасли. Их придется сопоставлять по нескольким коэффициентам. Ведь может случиться так, что организация по одному показателю демонстрирует отличные результаты, а по нескольким другим - наоборот. Поэтому оценивается бизнес по разным показателям.
Есть свои особенности в оценке банков и страховых компаний. Для этого следует применять такие коэффициенты, как P/E, P/BV, ROE. Сравнивать финансовые учреждения по выручке и долгам бессмысленно, так как данные показатели не используются в деятельности.
Специалисты компании “Первое бюро оценки и экспертизы” готовы Вам помочь с оценкой компании. Услуги предоставляют аккредитованные эксперты, которые уже больше 10 лет занимаются оценочной деятельностью. В результате Вы получите детально проработанный отчет с убедительными аргументами и цифрами, которые объяснят, почему бизнес оценивается именно так.