Бизнес — это не просто торговля с целью получения прибыли. Это сложная система с множеством аспектов: от идеи и разработки продукта до маркетинга и финансов. Оценка стоимости компании имеет решающее значение во всех юридических процессах, связанных с компанией.
Для точной оценки стоимости компании эксперт исследует отрасль, анализирует финансовые потоки организации и выполняет ряд других действий. Если предпринимателю достаточно ориентировочных данных - можно выполнить расчет самостоятельно. В статье расскажем, как это сделать.
Что такое стоимость бизнеса
Стоимость компании — это ключевой аналитический показатель, который отражает денежные потоки, доступные владельцу предприятия или организации в будущем. Оценка стоимости предприятия представляет собой сложный процесс, который проводят эксперты для вычисления текущей стоимости компании.
Оценщики анализируют деятельности компании: бизнес-процессы, уставные документы, материальные фонды и деловую репутацию.
Когда нужна оценка бизнеса
Оценка бизнеса - важный инструмент для владельцев компаний, инвесторов, банков, страховых компаний и других участников рынка. На основе точной оценки принимаются стратегические решения о покупке, продаже, инвестировании или финансировании компании.
Владелец компании может запросить расчет рыночной стоимости предприятия, чтобы понять, как развивается предприятие, принять стратегические решения и оценить эффективность управления.
Однако чаще всего оценку заказывают в таких ситуациях:
Продажа компании. Рыночная стоимость компании учитывает все имущество компании, в том числе нематериальные активы. Новые владельцы также анализируют финансовую модель, чтобы оценить рентабельность.
Покупатель стремится к тому, чтобы расчеты показали наименьшее значение. Он будет показывать пессимистичные перспективы организации и пытаться найти аргументы в пользу худшего сценария развития событий.Продавец же, напротив, будет стараться завысить оценку, используя наиболее оптимистичные прогнозы и наибольшие из коэффициентов.Обе стороны понимают, что в процессе переговоров они будут использовать свои оценки для достижения компромисса, который в итоге станет ценой сделки. |
Ликвидация/банкротство. Когда организация закрывается, для ее оценки необходимо применить расчет ликвидационной стоимости, который подразумевает скидку для быстрой продажи компании.
Кредитование. При получении займа собственники компании могут предоставить банку в качестве залога имущество компании. Оценка бизнеса для кредитования - это тщательное исследование финансовой деятельности компании, с учетом будущих прогнозов развития.
Имущественные споры. Оценка при имущественных спорах, требуется когда один из учредителей выходит из бизнеса, при разделе имущества при разводах, при продаже ценных бумаг и в случае, когда один из учредителей умер и на его долю претендуют наследники.
Фондовый рынок. Стоимость компании до ее выхода на фондовую биржу определяется в ходе переговоров между инвесторами и владельцами бизнеса. Цена компании будет зависеть от суммы инвестиций и размера доли инвестора в уставном капитале организации.
Страхование. Оценка стоимости компании для выбора программы страхования определяет оптимальную величину страховых взносов.
Налогообложение. Общая оценка помогает выявить причины недополучения прибыли и определить новые схемы налогообложения, которые будут выгодными для предприятия.
Стартап. Оценка нового бизнеса специфична. Оценщик при проведении расчетов предполагает, что стартап окажется прибыльным. Цель такой оценки — понять, какую долю получат участники сделки.
Оценка бизнеса для эффективного управления. При выборе управленческих и маркетинговых стратегий большое внимание уделяется стоимости компании как ключевому показателю успешности работы менеджмента и роста доходов. Капитализация компании и изменения ее цены более точно отражают перспективы развития бизнеса, чем размер дивидендов, получаемых акционерами.
Методика оценки создается совместно с собственниками и топ-менеджерами компании. После этого она становится стандартом для долгосрочного использования. Такой подход позволяет получать объективные оценки стоимости компании.
Какие факторы влияют на оценку
Оценка предприятия - сложная, многоплановая процедура, в ходе которой оценщик учитывает сразу несколько факторов:
- Доходность для владельца (размер и сроки получения прибыли).
- Ликвидность (возможность быстро превратить активы в деньги).
- Наличие или отсутствие ограничений для ведения деятельности.
- Нематериальные фонды.
- Репутация компании.
- Финансовое положение, которое оценивается с помощью финансового анализа.
- Управленческая политика.
- Современность технологий.
Подходы и методы оценки бизнеса
Сравнительный подход: Метод отраслевых коэффициентов и метод сделок.
За основу расчетов берутся данные других компаний, схожих по специфике работы. Однако этот подход не всегда применим, поскольку найти идентичные компании невозможно. Точность итоговых данных зависит от достоверности информации, предоставленной о схожих предприятиях.
Метод сделок
При оценке этим способом выбирают несколько похожих сделок с известной стоимостью покупки или известной стоимостью пакета акций. Далее проводят анализ, преследуя две основные цели:
- Сравнение оцениваемой компании с выбранной похожей компанией по определенным показателям позволяет понять, насколько они похожи, и обосновать выбор второй компании в качестве аналога для анализа.
- Расчет мультипликаторов: отношение цены к прибыли, цены к денежным потокам и цены к балансовой стоимости.
Чтобы узнать стоимость оцениваемой компании, рассчитывают мультипликаторы компаний, похожих на неё. Затем выбирается подходящее значение, например, среднее арифметическое или стоимость ближайшего аналога. Метод также подходит для покупки акций.
Метод отраслевых коэффициентов
Способ основывается на анализе нескольких сделок по предприятиям в нужной отрасли. Если такие данные есть, вычисляются средние показатели, характерные для типичных сделок в этой сфере..
Такой способ часто применяется, когда требуется быстрая оценка и для оценки небольших организаций. Однако в России не так много доступной информации о подобных сделках. Это затрудняет использование данного метода.
Стоимость бизнеса, рассчитанную с помощью этих методов, уменьшают на сумму обязательств предприятия. Для этого нужно изучить обязательства компании-аналога, и понять, каким образом они были учтены.
Доходный подход: Метод дисконтирования и метод капитализации
Для оценки анализируется чистая прибыль организации. Чем она выше, тем дороже компания. Эксперт вычисляет потенциальный доход собственника и анализирует какие могут возникнуть риски, связанные с бизнесом.
Метод капитализации
Этим методом оценивают стабильные компаний, которые уже прошли этап развития и имеют устойчивый доход.
Например, если компания стабильно имеет прибыль в течение трех-пяти лет, то можно применить прием капитализации. Для этого значение среднего дохода следует разделить на саму ставку капитализации.
Однако стабильный доход на протяжении нескольких лет встречается нечасто. Поэтому обычно специалисты используют доход за последний отчетный год, учитывая при этом возможные будущие доходы.
Метод дисконтирования
Метод дисконтирования заключается в создании финансовой модели, структура которой напоминает отчет ДДС. Эта модель создается на прогнозный период, в течение которого имеется возможность спрогнозировать денежные потоки.
Основная экономическая идея дисконтирования состоит в том, что стоимость денег может уменьшиться в будущем из-за инфляции и других факторов.
Дисконтирование — это способ оценки, который учитывает возможность изменения их прибыльности в будущем. Оценщик анализирует ожидаемые денежные потоки и определяет их цену на текущий момент. Однако для получения более точного результата помимо дисконтирования также применяются и другие методы оценки.
Как и при использовании сравнительных методов, цену бизнеса, полученную с помощью доходных методов, необходимо уменьшить на величину задолженности компании.
Затратный подход: Метод чистых активов и ликвидационная стоимость
При таком подходе организация рассматривается только с точки зрения трат. Такой способ расчетов применяют для компаний без стабильных доходов (недавно созданные или подлежащие ликвидации).
Метод чистых активов
Формула кажется простой: Цена = Активы — Обязательства. Однако на практике бухгалтерская оценка активов и обязательств часто расходится с их рыночной ценой.
Оценщик изучает статьи баланса, определяет их рыночную цену и вносит корректировки в баланс. Затем на основе этих данных ведутся дополнительные вычисления.
Метод ликвидационной стоимости
Этот способ предполагает рассмотрение бизнеса как совокупности активов, которые нужно как можно быстрее продать и направить полученные средства на оплату обязательных платежей.
При определении ликвидационной стоимости сумма чистых активов корректируется с учетом скидки на продажу, налогов и других обязательных платежей, а также затрат на рекламу, которые помогут ускорить процесс продажи бизнеса.
Риски при оценке
В реальной жизни все расчеты могут оказаться ошибочными. Даже при условии применения самых мощных инструментов, доступных оценщику. Поэтому в ходе процедуры оценки учитывают вероятные риски, применяя сценарный подход или изменяя ставку дисконтирования.
Бизнес может быть нерентабельным в том числе потому, что:
- Из-за текущей ситуации на рынке может наблюдаться неопределенное время снижение прибыли.
- Неверные управленческие стратегии могут нести операционные убытки.
- Ошибки в маркетинговой стратегии, которые нельзя исправить, могут привести компанию на грань банкротства.
Если кризис временный и в будущем ожидается восстановление финансовых потоков, то для оценки подойдет метод дисконтирования. Если бизнес постоянно терпит убытки, его стоимость будет равняться сумме всего имущества за вычетом обязательств — это метод чистых активов.
Этапы оценки
В процессе оценки строго соблюдается последовательность этапов:
- Обсуждение с оценщиком деталей сотрудничества и фиксация условия договора.
- При необходимости — выезд на объект.
- Анализ бухгалтерской и управленческой отчетности предприятия, а также изучение имущественных ценностей компании и имеющихся обязательств.
- Анализ информации из официальных сервисов.
- Определение рыночной стоимости с помощью известных подходов.
- Составление отчета, проверка его на соответствие законодательству и федеральным стандартам оценки.
Как оценить бизнес самому
В случаях, когда требуется примерная стоимость компании, можно произвести расчеты самостоятельно.
Пример №1: Оценка с применением доходного подхода и его метода капитализации.
Для расчета ставки капитализации нужно разделить долгосрочные обязательства на сумму краткосрочных обязательств и сумму собственного капитала. Затем среднюю цифру дохода разделить на полученное значение.
Пример №2: Оценка с применением сравнительного подхода.
Вычисляем мультипликатор Р/А, опираясь на рыночную цену похожих компаний, и умножаем его на сумму активов.
Пример №3: Оценка с применением затратного подхода.
Рассчитываем, сколько средств нам потребуется для создания бизнеса с нуля, если мы приступим к его организации прямо сейчас.
Подводим итоги: Полученные значения складываем и делим на 3. Таким образом, находим примерное значение стоимости предприятия.
Однако и эта цена не будет 100% верной. Например, вам могут сказать, что аналогичные товары стоят меньше или что у вас много конкурентов. А может быть, ваше предложение будет настолько ценным, что вам даже доплатят за него.
Если цифры, полученные с помощью всех трех подходов, сильно отличаются, нужно учесть особенности каждого способа и определить, насколько он подходит для конкретной компании. Затем нужно оценить каждый подход и присвоить ему определенный вес.
Если компания демонстрирует стабильный рост доходов, то следует уделить больше внимания доходному подходу. В случае, когда компания обладает значительным количеством ценного имущества, стоит сделать акцент на затратном подходе. Если же на рынке существует множество аналогичных предприятий, о которых есть достоверная информация, то сравнительный подход будет наиболее приоритетным.
Например, если у предприятия нет дорогостоящего имущества , то затратному подходу стоить присвоить 25% удельного веса. При этом, если у предприятия наблюдается стабильная, одинаковая по периодам выручка, то доходному подходу присвоим те же 25% удельного веса. И 50% останется для сравнительного подхода, если есть много аналогичных предприятий. Далее формула расчета будет выглядеть так: значение затратного подхода×25 % + значение затратного подхода×25 % + значение сравнительного подхода×50 %.
Как повысить стоимость бизнеса
Цена компании определяется множеством факторов, включая ожидаемые денежные потоки и уникальные конкурентные преимущества. Чтобы увеличить стоимость компании за несколько лет до сделки, можно перевести бизнес с индивидуального предпринимательства на юридическое лицо. Объединение нескольких компаний в одну организацию также может упростить управление и сделать компанию более привлекательной для инвесторов.
Важно также провести аудит по МСФО, уменьшить дебиторскую задолженность и объем налоговых и забалансовых обязательств, поддерживать рентабельность бизнеса на уровне, соответствующем отраслевому среднему, и снижать административные расходы.
Несмотря на все управленческие решения и улучшения, окончательная цена компании будет результатом переговоров с покупателем. Если покупатель заинтересован в компании и видит ее потенциал, он может быть готов заплатить больше, чем предварительная оценка. Поэтому важно демонстрировать ценность компании и убедить покупателя в его перспективах и возможностях для роста.