Законодательство об оспаривании кадастровой стоимости недвижимости, является одним из наиболее молодых и подверженных постоянным изменениям.

Первая практика дела об оспаривании кадастровой стоимости в Суде появились в РФ в 2012 году, на тот момент судебные решения выносились на основании актов установленных Арбитражным судом и ФЗ-135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в ред. от 29.07.1998 и рассматривались в Арбитражном суде.

Федеральный закон от 21.07.2014 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» был первым нормативным документом, который регламентирует все тонкости данного процесса и на основании которого существует вся нынешняя судебная практика, последняя редакция от 08.06.2015.

С 15.09.2015 оспаривание кадастровой стоимости так же регламентируется кодексом административного судопроизводства.

Аб. 1 и 2 ст.24.18. Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ гласит, что кадастровую стоимость могут оспорить юридические лица, органы государственной власти, органы местного самоуправления, физические лица в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

При этом обязательно нужно доказать свою заинтересованность в снижении кадастровой стоимости. К заинтересованным лицам относятся:

а) владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, т.к. при завешенных кадастровых стоимостях, им приходится платить завышенные налоги (аб. 1 и 2 ст.24.18 Закона об оценочной деятельности, ст. 373, 388, 400 НК РФ), при этом участник долевой собственник может самостоятельно оспорить кадастровую стоимость в независимости от других собственников (п.1 ст.45, п.2 ст.392, п.3 ст. 408 НК РФ, ст.24.18 Закона об оценочной деятельности);

б) лица, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (ст.39.20 ЗК РФ, п. 1,2 ст.2, п.2, ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);

в) государственная собственность (п,2 ст.33 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Административным ответчиком по делу об оспаривании кадастровой стоимости является (ч.4 статьи 38 КАС РФ):

— орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»);

— государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости (Администрация городского округа);

Заинтересованным лицом является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, а именно Управление по земельным ресурсам (ст.2419 Закона об оценочной деятельности);

При принятии к производству заявления о пересмотре кадастровой стоимости суд проверяет его на соответствие требованиям ст.131,132 ГПК РФ, ст.125, 126, ч.1 — 3 ст.246 КАС РФ. Перечень документов, без которых административный иск оставят без движения:

Существенным моментом в данной категории дел является дата оспаривания кадастровой стоимости. При не правильном определении даты, положительный результат в данном деле не возможен. Данная информация содержится в кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

И так, датой оспаривания кадастровой стоимости является, дата определения кадастровой стоимости – это дата массовой переоценки, утвержденная государственным органом или органом местного самоуправления (ст.24.18 Закона об оценочной деятельности), либо дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости (ст.24.19 Закона об оценочной деятельности). При этом дата определения кадастровой стоимости не может быть позже даты изменений.

Проведя анализ судебной практики за 2015-2016 год по делам об оспаривании кадастровой стоимости, можно сделать вывод, что в большинстве случаях, суд назначает экспертизу «об определении рыночной стоимости» (ст.79, 80 ГПК РФ, ст.77, 78 КАС РФ, ст.12,13 Закона об оценочной деятельности) и в большинстве случаях утверждается стоимость определенная данной экспертизой (ст.35 ГПК РФ, ст.45 КАС РФ, п.3 ст.3 НК РФ), при этом экспертное заключение саморегулируемой организации на отчет об оценке не имеет для суда заранее установленной силы и оценивается наравне с другими доказательствами (аб.8 ст.171 Закона об оценочной деятельности, ч.2 ст. 67 ГПК РФ и ч.2 ст.84 КАС РФ).

Решив заняться данным процессом нужно быть очень внимательным и не упустить не одну деталь, потому что принятый судом отказ от требований и прекращение производства по делу, а также отказ в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости препятствуют повторному обращению с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, установленной на ту же дату, в отношении того же объекта недвижимости (п.2 ч.1 ст.134, ст.220 ГПК РФ, п.4 ч.1 ст.128, п.2 ч.1 ст.194 КАС РФ).

После такого решения суда, оспорить кадастровую стоимость по данному объекту, будет возможно, только после следующей массовой переоценки, что произойдет на раньше чем через 2 или 3 года (ст.24.12 Закона об оценочной деятельности) или каких либо незначительных изменений по данному объекту недвижимости, что повлечет за собой изменения даты оспаривания кадастровой стоимости — это можно сделать значительно быстрее (ст.24.18, ст.24.19 Закона об оценочной деятельности).

Если в отношении объекта недвижимости будет установлена его рыночная стоимость, судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости — Администрация городского округа (гл.10 КАС РФ).

Итог: количество и сложность при оспаривании кадастровой стоимости в Суде в 2016 и 2017 годах будет только нарастать, т.к. средства, поступающие в казну в зависимости от кадастровой стоимости значительны (они очень важны в столь тяжелые экономические времена для региональных бюджетов) и будут только увеличиваться, привлекая все большую часть населения страны к платежам связанных с кадастровой стоимостью.

Из судебной практики в Верховном Суде Республики Башкортостан за 2015 год (более 1000 дел), следует, что по большинству рассмотренных дел, кадастровые цены были приведены к рыночным.

Журнал Вестник (Институт Права) 2016 г.